Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Владимирской области

"Санаторная школа - интернат г. Вязники для детей,

нуждающихся в длительном лечении"

ГКОУ ВО "Санаторная школа -  интернат г. Вязники для детей, нуждающихся в длительном лечении"
Приветствую Вас Гость | RSS
Для слабовидящих
Меню сайта
Поиск
Мини-чат
Соц-закладки
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа
Сенькина Ирина Александровна
педагог - психолог
ГКОУ ВО "Санаторная школа-интернат г. Вязники для детей, нуждающихся в длительном лечении" 




e-mail: iri3050@yandex.ru
Адаптация учащихся к обучению в школе-интернате.

Не секрет, что детский коллектив школы – интерната имеет ряд особенностей. Дети здесь не только учатся, но и живут круглосуточно. Поэтому они должны обладать умением приспосабливаться к условиям социальной среды:

¤ налаживать контакт с другими детьми,

¤ выстраивать отношения с педагогами и воспитателями,

¤ быть общительными с окружающими – т.е. обладать умениями, позволяющими устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.

     В школе – интернате, где в одном коллективе представлены все возрастные категории, адаптироваться ребенку необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к промежуточному сообществу, представленному младшими и старшими школьниками.

         Способность адаптации в социуме и эффективного действия в нем зависят от темперамента, коммуникативных склонностей, внешности подростка и мн. др.

         Некоторые из этих особенностей можно развивать, способствуя построению конструктивных отношений с окружающим миром:

¤ умение правильно оценивать свои действия и действия членов социума,

¤ пользоваться простейшими критериями самооценки,

¤ устойчивой учебной и жизненной мотивацией,

¤ низкий уровень школьной тревожности.

 

         Важным показателем удовлетворительного пребывания ребенка в школе – интернате является его эмоциональное состояние, ведь оно тесно связано с успешной учебной деятельностью, влияет на усвоение принятых норм поведения, на успешность социальных контактов и формирует внутреннюю позицию школьника.

 

 
 Как помочь ребенку адаптироваться к обучению в школе-интернате?

         Гармоничное развитие ребенка во многом зависит от грамотной организации процесса адаптации к учебному заведению. Поступление в школу является серьезным событием в жизни каждого ребенка. Торжественная линейка, красивые цветы, ранец за спиной, обаятельная улыбка учительницы – все это наполняет детское сердце радостью и счастьем. С приходом в школу дети становятся  взрослее, самостоятельнее, в их жизни появляется много новых людей и интересных впечатлений.  Это касается абсолютно всех детей, даже тех, кто в силу определенных обстоятельств, вынужден обучаться в школе-интернате.

         Дети быстро ощущают определенные изменения привычного уклада их жизни, которые могут повлечь за собой обиду и разочарование. Самое первое неприятное переживание, с которым предстоит столкнуться ребенку, пришедшему в школу-интернат – это разлука с мамой и другими значимыми взрослыми. Рядом с ними, конечно же, находятся заботливые учителя и воспитатели, готовые в любой момент помочь и поддержать, однако, формирование у ребят готовности принимать предлагаемую поддержку, требует определенного количества времени. Помимо всего прочего, школа-интернат придерживается четкого распорядка дня, что непривычно для новоиспеченных воспитанников – школьников.

         Здесь хотелось бы остановиться на нескольких рекомендациях, с помощью которых можно сформировать и сохранить  учебную мотивацию и облегчить период адаптации к школе - интернату.

1.Несмотря на то, что обучение в школе является важным и ответственным занятием, в жизненном расписании ребенка должно быть достаточное количество свободного времени. В этом случае у ребенка всегда будут силы для школьных занятий, требующих концентрации внимания и произвольной регуляции деятельности.   

2. Вера в успех – движущая сила развития личности. Следует формировать и поддерживать веру в успех в любом виде деятельности воспитанника школы-интерната. Даже если что-то и правда не получилось, важно донести до ребенка, что в этом нет ничего страшного, что он все равно способный и впереди еще много заданий, которые он обязательно сделает хорошо.

3. Открытое выражение чувств – источник здоровья.  Ребенок в течение учебной недели будет проживать в школе-интернате. Это обстоятельство может вызвать не мало слез, обиды и разочарования. На какое-то время, ребенку может показаться, что его больше не любят дома, предали  его, вследствие чего он может плакать, злиться, ругаться, отказываться ходить на уроки. За ребенком есть такое право на выражение всех вышеперечисленных чувств. Выплаканные слезы достаточно быстро освободят место радости и приятным впечатлениям, а сдержанная обида еще долго будет мешать ребенку учиться и общаться.

4.«Я сам!»  - ценная установка, благоприятно влияющая на психологическое развитие ребенка. Желание делать все самостоятельно возникает у ребенка задолго до начала обучения в школе. Такая здоровая потребность делать все самому не получает своего развития, если нам некогда ждать, нет терпения. Таким детям особенно трудно адаптироваться к школьным требованиям. Нужно поощрять любое стремление самостоятельности у ребенка, и давать ей возможность проявиться.

Адаптация первоклассника к школе.

Основные показатели благоприятной адаптации первоклассника к школе:

¤ формирование адекватного поведения;

¤ установление контакта с учащимися и учителем;

  ¤ овладение навыками учебной деятельности.

         Начало обучения – очень напряженный период еще и потому, что школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: и сам режим учебных занятий, и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определенной позе и просто сидеть так долго.

         Несмотря на то, что желание учиться практически одинаково у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна.

         Если у ребенка недостаточный уровень интеллектуального развития, плохая памятью, низкий уровень развития внимания, то будут очень большие трудности в процессе организации учебной деятельности.

         Характер протекания адаптации во многом зависит от здоровья ребенка. Здоровые дети без особого труда переносят изменение привычного образа жизни.

Рекомендации для педагогов по адаптации первоклассников.

  ¤ Адаптация  ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков.

 ¤ Учитель должен использовать щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические упражнения для поднятия мышечного тонуса.

  ¤  Учителю следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений помогающих детям быстрее войти в мир школьной жизни.

  ¤ Используя игровые методики, создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.

Адаптация пятиклассников

Пятый класс – сложный период не только для ребенка, но и для учителей и родителей.

         Среди наиболее актуальных трудностей пятиклассников можно выделить следующие:

¤ возросший темп работы: дети пишут медленно и часто не успевают конспектировать за учителем;

¤  возросший объем работ, как на уроке, так и дома;

¤  новые требования к урокам и новые учителя;

¤  необходимость много работать самостоятельно.

         Серьезной проблемой является и смена классного руководителя. И здесь компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение  к детям, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми – одно из главнейших условий успешной адаптации.

           Школьная тревожность оказывают прямое воздействие на процесс адаптации. Вот некоторые рекомендации по снятию повышенного уровня тревожности:

    ¤ Первая и важнейшая рекомендация при повышенной тревожности состоит в том, что ученику необходимо обеспечить ощущение своей успешности. Нельзя допускать, чтобы он был замкнут на своих неудачах. Нужно найти ему такую деятельность, в которой он способен самоутверждаться. Ощущение успеха - лучшее лекарство от повышенной тревожности.

 ¤ Для того, чтобы чувствовать себя спокойнее в различных ситуациях, представляющихся тревожному ребенку небезопасными, можно воспользоваться такой классической культурной техникой как талисман. Полезно напомнить о том, что люди во все времена пользовались талисманами. Талисман приносит удачу. Талисман должен быть приятен и сам по себе. Для девочки подходящим талисманом будет красивый медальон или маленькая мягкая игрушка, удобно помещающаяся в кармане. Такая игрушка хороша и для маленького мальчика. Для мальчика постарше это может быть гладкий, красивый и приятный на ощупь камешек.

    ¤ Уровень тревоги тесно связан с состоянием центральной нервной системы. Для его снижения большое значение имеют различные водные процедуры. Очень полезны занятия спортом, особенно - плаванием.

 ¤ При особо высоком уровне тревоги нужно обратиться к врачу (психиатру или невропатологу); медицина располагает широким арсеналом медикаментозных средств, снижающих тревогу. Это различные транквилизаторы. Назначать их может только врач, а ни в коем случае не психолог. Злоупотреблять транквилизаторами нельзя. Во-первых, к ним со временем наступает привыкание. Во-вторых, их использование препятствует выработке механизмов психологической защиты.

         Таким образом, адаптация к школе – сложный и длительный процесс, очень напряженный и ответственный. Успешность адаптации зависит от многих факторов: уровня психологического, физического и функционального развития, состояния здоровья.

С праздником!
Праздники России
Опрос на сайте
Оцените наш сайт
Всего ответов: 184

601 442 Владимирская область, г. Вязники , ул. Чапаевская, дом 14

Copyright MyCorp © 2017        До новых встреч!
Сайт создан в системе uCoz