Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Владимирской области

"Санаторная школа - интернат г. Вязники для детей,

нуждающихся в длительном лечении"

ГКОУ ВО "Санаторная школа -  интернат г. Вязники для детей, нуждающихся в длительном лечении"
Приветствую Вас Гость | RSS
Для слабовидящих
Меню сайта
Поиск
Мини-чат
Соц-закладки
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Форма входа

 

Модина Елена Александровна
 

«Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы.

Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку — можно творить»
К.С. Станиславский

 

Логопедическое сопровождение школьников
учитель - логопед ГКОУ ВО "Санаторная школа - интернат г. Вязники для детей, нуждающихся в длительном лечении"
 

В условиях внедрения ФГОС второго поколения предъявляются новые требования к результатам освоения образования. Целью образования становится личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся. Современный этап развития образования ориентируется на создание необходимых условий, обеспечивающих полноценное развитие личности каждого ребёнка.

Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, отрицательно влияют на усвоение программного материала и успешность обучения в целом. У детей, имеющих речевые нарушения, отмечается снижение успеваемости, повышение тревожности, боязнь к обучению, агрессивность, что ведет к эмоциональному дискомфорту. Справиться детям с имеющимися у них речевыми нарушениями и появляющимися из-за них проблемами может помочь правильно организованная коррекционная работа.

Обращенность к личности ребёнка, его индивидуальности требует разработки профессионального логопедического сопровождения. Близкими понятиями сопровождению считаются обеспечение и помощь.

Цель логопедического сопровождения: обеспечить качественную логопедическую помощь учащимся с нарушениями речи.

 

Задачи:

1. Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи.

2. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.

3. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей учащихся.

 

Основными принципами логопедического сопровождения учащихся в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждении являются следующие:

* рекомендательный характер;

* приоритет интересов ребёнка;

* непрерывность сопровождения;

* мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения.

 

Компоненты логопедического сопровождения:

  • Логопедическая диагностика;

  • Профилактика речевых нарушений;

  • Коррекция речевых дефектов;

  • Формирование всех сторон (компонентов) речи;

  • Развитие невербальных психических функций;

  • Развитие эмоционально-волевой сферы;

  • Формирование нравственных установок ребенка

 

Логопедическое сопровождение ученика начинается с момента его поступления в школу и осуществляется в несколько этапов.

 

I этап Организационный

Целью данного этапа является осознание сути проблемы, её носителей и потенциальных возможностей решения, а также сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, создание условий для осознания информации самим ребёнком.

Виды деятельности:

  • Диагностика

  • Комплектация

  • Планирование

Всестороннее обследование речи учащихся начальных классов с целью комплектования групп и определения детей для индивидуальной коррекционной работы.

В начальных классах проводится двухэтапная логопедическая диагностика. На первом этапе осуществляется экспресс-диагностика, охватывающая всех обучающихся и позволяющая судить об уровне речевого развития учащихся. Второй этап диагностики представляет собой углубленное логопедическое обследование учеников с речевыми нарушениями, охватывающее все компоненты речевой системы.

Все полученные данные обследования анализируются, сопоставляются и фиксируются в речевой карте. Краткий анализ полученных данных обследования позволяет сделать прогноз и наметить пути дальнейшего логопедического сопровождения.

Из числа учеников, зачисленных на логопедические занятия комплектуются следующие группы:

с фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными им;

с общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными им;

с фонетическими нарушениями речи.

 

II этап Основной

Целью является обеспечение, достижение желаемого результата (реализация плана работы). На этом этапе логопед обсуждает со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, вместе строят прогнозы эффективности, выбирают различные методы.

Виды деятельности:

  • Коррекционно-развивающая

  • Методическая

  • Консультативная

Логопедическое воздействие осуществляется в следующих формах обучения:

  • Индивидуальные занятия.

Основная цель - подбор и проведение комплекса упражнений, направленных на устранение специфических нарушений, установление эмоционального контакта и индивидуального подхода с учетом личностных особенностей ребенка.

  • Подгрупповые занятия.

Основная цель - воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять упражнения в заданном темпе.

Индивидуальные и подгрупповые занятия носят опережающий характер и готовят детей к усвоению усложненного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях.

  • Фронтальные занятия.

Основная цель – закрепление материала, отработанного на индивидуальных и подгрупповых занятиях, активное использование его в различных формах самостоятельной речи, дальнейшее расширение речевой практики в процессе ознакомления с окружающим миром. На фронтальных занятиях организуется совместная работа, обеспечивающая межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.

 

Одна из основных задач работы логопеда - предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями речи.

В процессе логопедического сопровождения в первом классе основное внимание уделяется коррекции нарушений устной речи, т.е. нормализации звуковой стороны речи. Важное значение имеет профилактика нарушений чтения и письма.

Основное содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи:

развитие полноценных фонематических процессов;

развитие представления о звукобуквенном составе слов;

развитие навыка анализа и синтеза звукослогового состава слов.

Коррекционная работа с группой детей, имеющих общее недоразвитие речи, содержит следующие этапы:

1. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.

2. Восполнение пробелов в развитии лексико - грамматических средств языка. 3. Восполнение пробелов в формировании связной речи.

 

Существенным звеном в логопедическом сопровождении является совместная работа всех специалистов школы, участвующих в учебно-воспитательном процессе, а также родителей. Процессу логопедического сопровождения способствует и распределение функциональных обязанностей в малом педагогическом коллективе.

 

Консультативно - просветительская работа включает в себя:

- консультации для педагогов школы-интерната и родителей по коррекционной работе с нарушениями устной и письменной речи;

- консультации для учителей и воспитателей по внесению в урок и на самоподготовку элементов логопедической работы;

- проведение открытых уроков, выступлений для учителей по повышению их логопедической компетенции;

- организации лекториев для родителей по проблемам речевого развития детей.
Активное вовлечение родителей в коррекционно - педагогический процесс и организация преемственной деятельности школы и семьи - один из важнейших факторов эффективности работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

 

III этап Заключительный

Цель - осмыслить результаты деятельности по решению той или проблемы.

Виды деятельности:

  • Аналитическая работа

  • Прогностическая работа

На данном этапе идет отслеживание динамики речевого развития учащихся. Проводится повторная диагностика речевого развития с определением результатов коррекционной работы. По итогам учебного года делается вывод об эффективности применяемых методик и намечается план работы на следующий учебный год.

 

Качественное логопедическое сопровождение способствует

успешной социальной адаптации ученика.

 

 

С праздником!
Праздники России
Опрос на сайте
Оцените наш сайт
Всего ответов: 190

601 442 Владимирская область, г. Вязники , ул. Чапаевская, дом 14

Copyright MyCorp © 2017        До новых встреч!
Сайт создан в системе uCoz